Пугающие символы — 13 распространенных артефактов ужаса

Большинство фильмов используют узоры или конкретные объекты как метафору концепции, которую пытается передать режиссер. В ужастиках многие такие объекты используются для усиления настроения, выявления черт характера, подчеркивания тем и понятий (например, добро против зла) и предсказания событий. Объекты могут быть мощными символами, придающими истории глубины и смысла.

Фильмы ужасов пытаются отразить наши худшие кошмары. Как заметил Карл Г. Юнг в своей книге «Человек и его символы» (1979): «Обычные объекты или идеи могут приобрести столь мощное психическое значение во сне, что мы можем проснуться серьезно потревоженными, несмотря на то, что нам не снилось ничего хуже замкнутой комнаты. или пропущенный поезд» и «По общему правилу, бессознательный аспект любого события открывается нам во снах, где он предстает не как рациональное мнение, а как символический образ».

Некоторые из наиболее распространенных символических объектов, встречающихся в ужасе, включают:

1. Религиозные знаки. Религия очень распространена в ужасах, с темами жизни и смерти, духовности, играющего в бога человека, человека, борющегося с внутренними и внешними демонами, добра против зла и т.д. Религиозные артефакты могут быть христианскими, оккультными, сатанинскими, вудуистскими или другими типами веры в нечто большее, чем человечество. В фильме «Ключ от скелета» (2005) работница хосписа Кэролайн Эллис является скептиком и не верит в сверхъестественное, несмотря на то, что в болотистой примитивной усадьбе, где она ухаживает за пожилым мужчиной, Беном, ее окружают замечательные вещи и легенды. Поскольку Бен верит в магию худую, Кэролайн все больше и больше собирает вместе о линче пары рабов, исполнившей худую на чердаке, и ее система убеждений начинает меняться. Она узнает о джудже – книги заклинаний и записанные заклинания, которые она обнаруживает на чердаке – и начинает сама исполнять ритуалы. В конце концов, ее страх делает ее верующей, и это ее падение, поскольку это то, что требовалось рабам, жившим в телах других, чтобы завладеть ее телом. Она позволила символическим объектам преобладать на ее соображения.

2. Символы смерти. Смерть, естественно, распространена в ужасе, и существует бесчисленное количество репрезентативных объектов, таких как гробы, надгробия, скелеты, ангелы смерти и т.д. В «Психо» (1960) птица-таксидермия является репрезентацией умершей матери в доме и шизофренических попыток Бейтса сохранить ее жизнь после смерти. В ужасе может возникнуть путаница между жизнью и смертью, например, привидениями, зомби и сверхъестественными, поэтому объекты могут помочь символизировать, кто на какой стороне. Ближе к началу «Лестницы Иакова» (1990) Джейкоб попадает в ловушку в подземном тоннеле, что символизирует пребывание в ловушке между жизнью и смертью. Мчащийся поезд, едва пропускающий его на путях, наполненный обезображенными лицами, такими, как он, потерянными душами. Поскольку он страдает от усиленных галлюцинаций, а его жизнь выходит из-под контроля, единственное утешение, которое он находит, – это его мануальный терапевт Луи, которого он описывает как заросшего херувима. Позже мы узнаем, что он действительно ангел. Луи рассказывает Джейкобу правду о своей ситуации, хотя Джейкоб не может понять ее подлинного значения того времени. Огонь, который Джейкоб разжигает в штабе армии (Джейкоб считает, что галлюцинации возникли в результате армейских экспериментов), показывает его потребность сжечь свои пристрастия и воспоминания о жизни. Огонь символически повторяется много раз в фильме, и Джейкоб буквально поглощается им, прежде чем сможет наконец-то покинуть свое адское чистилище.

3. Цвета. Многие фильмы используют цвет для символизации тем и сил добра и зла. Красный цвет часто ассоциируется со злом, кровью, вожделением и насилием, например Красная королева в Resident Evil (2002). Черный также естественно ассоциируется со злом, тогда как светлые, нейтральные цвета или земные тона ассоциируются с добром или вообще.

4. Свет. Свет может символизировать многое, например, надежду, переход, побег и даже смерть (например, «Не иди на свет!» Полтергейста). Солнечный свет создает ощущение комфорта, поэтому несоответствие солнечного света и ужаса может особенно нервничать, как, например, в знаменитой сцене на кладбище в фильме «Ночь живых мертвецов» (1968). Свечи, фонари и фонарики являются обычными источниками света в ужасе, поскольку этот свет можно бросить только пока, пока окружающая тьма полна теней. В этой ранней сцене из «Восставного из ада» (1987) свисающие лампочки в комнате пыток мгновенно задают тон.

INT. НОЧЬ КОМНАТИ ПЫТОЧКИ

Голые лампочки в комнате, куда мы вошли, сильно качаются, дезориентируя нас. Цепи – десятки – исчезают вместе с темнотой потолка: все качаются туда-сюда. Некоторые заканчиваются крючками с прилипшими кусочками кожи и сухожилия; некоторые зубчатые, из других просто капает кровь.

В клаустрофобном британском ужастике «Спуск» (2005) на группу подруг во время спелеологической экспедиции охотятся бесчеловечные существа. Женщины находятся в ловушке виртуальной тьмы под землей, а свет является единственным другом, поскольку существа слепы. Свет и тьма часто используются тематически, чтобы представить добро и зло, отсюда ужас ночи и надежда на новый рассвет, если вам удалось выжить.

5. Оружие. Большинство фильмов ужасов касается использования оружия, от пулеметов до пил. Оружие имеет фаллический символ, который наводит на мысль о мужской силе, а перехитрившая злодея женщина по сути кастрирует его. Оружие Кожаного лица в Техасской резне бензопилой (1974) является окончательным фаллическим символом безумной силы. Оружие является наиболее символически мощным, когда оно отражает характер; Leatherface живет и продолжается именно по этой причине.

6. Ткань. Ткань появляется во многих формах ужаса, например шторы, гобелены и мебельные пылевые покрытия. Поскольку ткань может замаскироваться, она усиливает напряжение, поскольку предполагает наличие чего-то за ней. Главный герой также может скрываться за тканью, но, конечно, не защищен ею. В фильме «Другие» (2001) мать слышит голоса в доме и входит в комнату, где все хранящиеся вещи прикрыты пылевыми тканями. Когда голоса усиливаются, она начинает стягивать ткани, чтобы попытаться обнаружить источник. В этом фильме ткань используется в качестве метафоры для прикрытия темной правды, которую мать отказывается признать, что она убила своих детей. На этом подчеркивают и всегда закрытые в доме шторы. После того, как мать примет правду, петли не нужны, и они могут жить при свете.

7. Ключи/Замки – ключи и замки символизируют тайны, замкнутость и скрытые объекты или места. В «Ключе от скелета» Кэролайн пытается решить парализованное состояние своего пациента Бена. Ее скелетный ключ работает в каждой комнате дома, кроме одной на чердаке. Ей удается попасть в комнату и открывает множество тревожных секретов, которые приведут к ее смерти. У «Других» мать должна постоянно запирать и отпирать дверь, чтобы не допустить попадания света к ее детям, которые имеют редкое заболевание и умрут под воздействием солнечного света. В этом фильме ключи и замки представляют ее ограниченное мышление, а также физическое заключение в чистилище. Только тогда, когда она примет правду, все двери можно оставить незапертыми, поскольку занавески могут опуститься.

8. Двери и окна – Двери и окна (или любой портал) имеют множество символических значений. Зачастую они помогают символизировать характеристику. С окнами человек имеет ограниченную перспективу и как зритель, а не часть внешнего мира. Человек, смотрящий в окно, может быть напуган внешнего мира или физически не может быть его частью. У «Других» мать часто стоит у окна и смотрит наружу, зажатая в своем доме из-за своих детей и густой, повсеместный туман. В конце она и ее дети стоят у окна, глядя на мир, которому они больше не принадлежат. С другой стороны, дверь может являться символом возможностей. В ужасе, однако, двери и окна, как правило, являются средством захвата или бегства. Они также широко используются для создания неожиданности… что-то прячется за слегка открытой дверью или прячется за окном в темноте? В Night of the Living Dead двери и окна представляют собой опасные проемы, куда зомби могут проникнуть, несмотря на попытки заблокировать их. Некоторые из самых страшных сцен – это когда руки зомби протягиваются через промежутки между деревянными досками. Окна также могут олицетворять дом с привидениями как глаза, например, всегда светящиеся окна на четверть круглые окна в Amityville Horror.

9. Лабиринты/Лабиринты – Лабиринты и лабиринты часто появлялись в ужасе, чтобы усилить отсутствие контроля у главного героя. От лабиринта живой изгороди в The Shining до сложного лабиринта подземного улья в Resident Evil – они предлагают много возможностей для внезапных сюрпризов за углом, люков, круговых действий и ощущения невероятности для побега.

10. Куклы – куклы часто появляются в рассказах ужасов. Несоответствие детской игрушки и опасности может заставить ее нервничать, поскольку куклы обычно символизируют счастье, невинность и воспитание. Однако их искаженные человеческие качества, такие как большие головы, немигающие глаза или преувеличенные черты лица, могут сделать их особенно жуткими. Облик куклы может быть изящным, как марионетка в «Другие». Кукла на шнурке олицетворяет фигуру, которая не контролирует свои движения или судьбу, как и мать, несмотря на ее усилия. Это также момент, когда она ошеломляюще соединяется с «другой стороной», и ее определение реальности за всю жизнь полностью разрушены. Куклы также могут сыграть главную роль, как, например, в злобном сериале Чаки. Тот же нервный эффект был использован с клоунами, хотя они были настолько чрезмерно использованы, что потеряли значительную часть своего эффекта. С другой стороны, куклы бывают разных форм, от вуду до кукол Барби и потертого антиквариата до современных, которые предлагают широкие возможности для символического использования. Символика куклы, которая может быть выражена через детскую игру или другие средства, может включать сексуальность, отсутствие контроля, смерть, желание, жалость, семью, старение и многое другое.

11. Маски – от «Призрака оперы» до классики слешеров, маски чаще всего используются для маскировки зла. Маски лишены движения, за исключением глаз, смотрящих сквозь них, что делает их похожими на кукольные лица. В «Техасской резне бензопилой» Кожаный носит три разных маски (сделанные из кожи человека), отражающие его настроение или жертву. И кто когда-нибудь забудет Джейсона в хоккейной маске или белоликого Майкла Майерса? Иногда негодяем по маске может быть женщина. Японский фильм «Вырезанная: женщина с резным ртом» (2007) основан на городской легенде, утверждающей, что пригородный город терроризировал дух женщины, чье красивое лицо было ужасно искажено. Она бродила по улицам в длинном пальто и хирургической маске. Она подходила к своим молодым жертвам и, снимая маску, спрашивала их, хороша ли она. Их реакция неизбежно приведет к насильственной гибели.

12. Зеркала. Зеркала или зеркальный эффект, например отражение в стекле или воде, могут иметь много символических значений, хотя обычно представляют множество двойственности символов. Разбитые зеркала имеют очевидные коннотации разбитых жизней и личностей. Зеркала могут представлять вуайеризм, тщеславие и сексуальные темы – мы показываем свое тело и украшаем лицо перед ними наедине. Зеркала также могут представлять опасность. Следующая сцена из Хэллоуина: H20 (1998) является хорошим примером того, насколько эффективным это может быть как тактика внезапного страха:

Линда проводит ладонью по запотевшему зеркалу, вытирая пар… НА ЗЕРКАЛО. В его отображении мы видим Молли и Линду… потом – ФОРМА появляется из облака пара за ними!

Зеркало было предметом многих фильмов, в том числе фильма Александра Аджа «Зеркала» 2008 года, основанного на корейском фильме 2003 года «В зеркало». В этих фильмах зеркало есть ворота между добром и злом, его символика похожа на двери, ворота и окна.

13. Веревка. Веревка имеет много символических значений, от неволи, избиения и смерти (петля) до средства бегства или выживания. В ужасе веревки чаще всего используются как форма каббалы. Эта символика использовалась изначально кинематографа и имеет символическое значение сегодня. В начале фильма Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) одним из первых кадров является пара рук, тянущих за веревку; руки опускают гроб перед грабителями могил. Доктор Франкенштейн и его помощник подтягивают ее назад перед статуей Жнеца. Позже в начальной сцене они срезали осужденного с веревки виселицы, но разочарованы тем, что им понадобится другой мозг, так как ему отрезали шею.

Символизм может быть очень мощным и важным инструментом для усиления темы и характера. Обычные предметы можно использовать для эффективного изменения настроения. Даже бумажная кукла может быть очень страшной, если она находится в правильных руках!