История бонсай в буддизме

Во всем мире люди выращивают и собирают деревья бонсай как хобби и форму искусства. Эти крохотные деревья издавна выращивали в декоративных контейнерах, таким образом дав им название; бонсай буквально обозначает дерево в горшке. Хотя многие считают деревья бонсай японскими, искусство бонсай возникло в Китае как часть духовной практики, связанной сначала с даосизмом, а позже с буддизмом.

Бонсай являлся частью древнего китайского искусства «пеньцзин», также известного как «пан-сай», означающего практику создания миниатюрного пейзажа в контейнере. Китайские художники использовали растения, скалы и другие природные материалы для создания крошечных пейзажей, часто напоминающих священные горы, ручьи и другие природные сцены, а также драконов и змей, расставленных на подносах или в горшках.

Эту практику создания миниатюрных пейзажей и деревьев можно увязать с китайской философской традицией даосизма. Даосизм предполагал, что мышление и жизнь естественным путем, а также отказ от жестких общепринятых убеждений помогут разуму лучше настроиться на ритм природы. Быть единым с природой, плыть по течению и понимать, как все в жизни взаимосвязано, является частью даосского учения. Идея инь и ян дает один пример. Даосизм также утверждает, что даже если что-то в природе небольшое, оно будет содержать как силу, так и силу, если его возраст достигнут (и если оно ограничено небольшим пространством). Деревья бонсай с возрастом становятся ценнее.

Монахи из Индии внесли новое влияние на китайскую даосскую традицию, которая стала известна как буддизм Чан. Чан-буддисты стали включать саженцы деревьев в свои миниатюрные горные пейзажи. При работе с природными материалами обрезка и стрижка карликовых деревьев являлась частью творческого процесса, и буддийские монахи были поглощены формой медитации.

Затем буддизм распространился в Корею, и наконец он попал в Японию, где стал известен как дзен-буддизм. Дипломаты, путешествовавшие в Китай и Корею, вернули китайское искусство и культуру в Японию, и создание миниатюрных пейзажей, связанных с буддийской символикой, было быстро принято.

Первоначально только японские буддийские монахи и ученые культивировали деревья бонсай и крохотные ландшафты. Ядро философии дзен было усовершенствовано, чтобы представить красоту в строгости, при этом изъято все, кроме основного, чтобы раскрыть подлинную природу чего-нибудь. Древние японские свитки показывают, что бонсай представлял собой слияние традиционных верований, смешанных с другими восточными философиями гармонии между человеком, душой и миром природы.

К четырнадцатому веку бонсай почитался как вид искусства в Японии, и он широко представлен в поэзии и живописи. В этот момент японская аристократия выставляла деревья бонсай в помещении и практика создания бонсай стала менее связанной с религией. Спустя несколько веков деревья бонсай стали обычным явлением среди населения Японии, как и сегодня.