Буддизм — хинаяна (тхераведа) и махаяна, ветви буддийской философии и метафизики

Буддизм имеет две основные ветви: буддизм хинаяне или тхераведу и буддизм махаяне.

Хинаяна – ортодоксальная школа буддизма. Он считает себя настоящим приверженцем принципов, изложенных Гаутами Буддой. Это старшая из двух школ. Его тексты написаны сваи, на распространенном языке Индии, которую Гаутама Будда также использовал в своих учениях. В настоящее время встречается преимущественно на Шри-Ланке, Таиланде, Бирме и т.д.

Махаяна считается неортодоксальной (неортодоксальной) школой буддизма. Он возник позже, чем ветвь Хинаяны. Его тексты написаны на санскрите. В настоящее время он встречается в Китае, Японии и большей части западного мира.

Существуют фундаментальные отличия в основной философии этих двух отраслей в самом их подходе к метафизике.

Гаутама Будда был противником метафизических спекуляций. Его сердце было исполнено жалости к страданиям человечества в мире, и он хотел проповедовать путь, который поможет нам всем преодолеть это страдание. Он сравнил это с человеком, у которого в груди была стрела – мужчине в этот момент нужно было не знать длину и диаметр стрелы или из какого дерева она сделана, а вытащить ее.

Но вскоре после смерти Будды возникли вопросы относительно точной метафизической позиции и буддизма. В ходе этих обсуждений было признано, что существуют две разные области мнения, и это привело к расколу буддизма на две основные ветви.

Хинаяна – это ортодоксальная школа, которая считается более верной учению Будды. Хинаяна придерживается реалистической метафизики/онтологии. В этом признается существование мира. Но говорят, что мир имеет только относительную реальность. Явления мира не имеют подлинной реальности, они не имеют самостоятельной почвы для существования. Одно явление поддерживает другое, и в конце нет основания, которое бы поддерживало это все. Это называется зависимым возникновением. Таким образом, в мире нет подлинной реальности, и, следовательно, хотя мир существует, поскольку его нельзя назвать несуществующим, он не существует с полной реальностью. Таким образом мир лежит между полным существованием и небытием, между полной реальностью и недействительностью. Следовательно, страдания в этом мире лишь временны, и мы можем избавиться от этого страдания, осознав эту истину нереальности мира и идя Правым путем.

Махаяна – это инодоксальная школа. Это было позже, чем школа хинаяне, и ее тексты в основном на санскрите. Махаяна придерживается идеалистической метафизики/онтологии. При этом отрицается существование и реальность мира. Единственное, что есть существование, это наблюдатель, наше сознание. У нас нет способа доказать, что мир, который мы переживаем, есть нечто иное, чем мечта нашего сознания, поэтому реальность и существование мира является не чем иным, как сном. Есть три школы махаяны в зависимости от объема реальности, которую они готовы отдать этой «мечте».

Саутантрика: в этом признается, что мы не можем доказать реальность мира, но поскольку мы видим мир и всех других людей, то из практического опыта выводилось, что мир существует. Поэтому, хотя мы не можем это доказать, мы должны считать, что мир существует. Остальные философии следует рассуждениям Тхераведы.

Йогачара: В Йогачаре мир отрицается как сон Но реальность наблюдателя принимается, и важность этого наблюдателя, нашего сознания. Говорят, что мир существует, как облака на фоне неба, благодаря глубокой медитации мы можем успокоить эти мысли, которые парят в нашем сознании, и таким образом достичь состояния Нирваны. Главной школой Йогачары, которая сохранилась сегодня, есть школа дзен.

Мадхьямика: Мадхьямика — нигилистическая школа буддизма Махаяны. В нем сказано, что поскольку мир — это сон, все наши мысли и ощущения мнимы. Наше сознание также формируется нашими мыслями и ощущениями, кроме мыслей-чувств сознания нет. Итак, если мы успокоим свои мысли-ощущения, то найдем пустоту, Шуня. Эта Шунята – окончательная истина.

Таким образом, буддизм, хотя обычно считается единственной религией, на самом деле состоит из многих разных школ мысли. Но все эти школы объединены, чтобы вести к конечной цели нирваны, предопределенной буддизмом.